Особенности
методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ
светской этики может строиться с учетом
таких подходов, как:
- целенаправленное
включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов,
связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в
контексте отечественной культурной традиции;
- активизация
познавательной активности школьников;
- создание условий для
позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на
каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении
учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных
условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки
обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные
условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового
качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается
электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы,
фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,
оригинальные документы,
произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее
важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены
следующие методы:
Метод моральных дилемм
и дискуссий –
создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей
отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на
основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать
различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать
впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания,
используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют
развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их
сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в
соответствующей области.
Исследовательский
метод – организация обучения, при которой
учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу,
подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и
обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности,
сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в
результате которого школьники создают конечный продукт их собственного
творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать
ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения
проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и
превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать
свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
|