Порочный круг
СЧИТАЕТСЯ, что жестокость и агрессия детей вызваны неправильным поведением взрослых. Иначе говоря, ошибками в воспитании. Скажем, двухлетний малыш, ползая по квартире, залез на стол и схватил вазу. Мать вырывает вазу из рук: «Нельзя!» Ребенок плачет, тянется к ней, но она сердится: «Отойди от меня!» Малыш страдает, не понимая, в чем его вина. Позднее, в совершенно непредвиденной ситуации, как утверждают психологи, эти страдания могут выйти боком. Ребенок (или уже подросток, а то и взрослый) отыграется агрессией по отношению к другому человеку. Причем агрессией немотивированной, то есть ничем не обоснованной. Кто из нас не видел такую картину: родители лупят ревущего малыша и гневно кричат на него. «Здесь-то и возникает порочный круг, — считает кандидат психологических наук Светлана Колосова. — Агрессия порождает агрессию. В сознании ребенка жесткое поведение родителя фиксируется как допустимая форма социального поведения. А если ребенок воспитывается в агрессивной микросреде, что сейчас для Москвы не редкость, то он вырастает человеком, для которого это единственное средство достижения целей». «Нравственное самосознание, способность давать моральные оценки закладываются только в возрасте 7–8 лет. А до этого ребенком движет чистое любопытство, желание познать мир через собственный опыт. И в процессе этого познания ребенок может доставить страдания другому живому существу — кошке, птенцу», — поясняет старший научный сотрудник Института психологии РАН Маргарита Воловикова. По ее мнению, возросшая детская жестокость имеет целый ряд причин: «Многие московские семьи сейчас имеют по одному ребенку и предпочитают воспитывать его дома, в «тепличных условиях» — в детских садах дефицит мест, а доходы позволяют нанять няню. Но малышу надо общаться со сверстниками, только так он научится понимать другого человека, в том числе его страдания и боль. Еще одна причина — современное телевидение и реклама. Детям нужны сказки, мультики о дружбе и добре. А что хорошего в голливудских мультфильмах, где герои лупят друг друга, где один непременно должен добиться преимущества над другим с помощью физической силы и оружия? Да, это может быть положительный герой, но тогда он задает установку: насилие — не обязательно зло, «хорошие» тоже себя так ведут».
От зависти — к агрессии
К РЕКЛАМЕ у психологов особые претензии. В качестве образца она предлагает детям и подросткам то, чего у них нет и будет только тогда, когда родители соблаговолят выделить из кошелька энную сумму. Школьник видит, что у сверстников есть сотовые телефоны. А его семье хватает только на пропитание, тут уж не до мобильника. В качестве компенсации возникает агрессия: да, я бессребреник, но зато я сильнее. Конечно, такое было и раньше (вспомним, как в советских школах недолюбливали «мажоров»), но в условиях катастрофического социального расслоения, которое особо остро чувствуется в мегаполисе, озлобленность на благополучных ровесников становится нормой. Со всеми вытекающими... После ровесника агрессия перекинется на бомжа, иностранца, случайного прохожего, что уже стало практически ежедневно происходить в Москве… «Раньше молодежная преступность преобладала над подростковой, теперь отрыв резко сокращается, — подчеркивает Марк Крутер. —Те правонарушения, что 10 лет назад были свойственны 20-летним, теперь совершают 15-летние. Примерно треть случаев — хулиганство, 20% — кражи, далее идут грабежи и разбои, тяжкие телесные повреждения, изнасилования. Примечательно, что подростки и молодежь чаще, чем взрослые, совершают преступления в отношении лиц, с которыми они вообще не были знакомы. А ведь с чужим, незнакомым человеком можно вести себя особо жестоко — ничто не сдерживает». Кстати, количество попыток самоубийства среди подростков по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в два раза. И это тоже жестокость и насилие. Только по отношению к самим себе. НАКАЗЫВАЯ детей за провинности, нельзя раздражаться и злиться на них. Они должны чувствовать, что вам не нравятся их плохие поступки, а не они сами. Если вы пришли с работы уставшими или у вас плохое настроение, надо успокоиться и достичь душевного равновесия, прежде чем браться за игры с ребенком или его воспитание. Присутствие в доме животного способствует нравственному развитию ребенка. Для него это источник радости и положительных эмоций. Общаясь с животным, ребенок учится проявлять заботливое отношение к миру в целом. С 3–4 лет можно завести дома хомячка, рыбок, черепаху или котенка, с 5 лет — собаку. Не забывайте и о том, что лучшая методика нравственного воспитания — это приобщение к вере.
|