«Речевое развитие будущих первоклассников» Каждый поступающий в школу ребёнок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов. В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки: · Полноценность овладения речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове); · Достаточность словарного запаса; · Сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие; · Владение связной речью; · Сформированность зрительно-пространственных представлений (о форме, величине, расположении в пространстве предметов); · Полноценность психических функций (память, внимание, мышление); · Сформированность тонкой ручной моторики. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь является отражением устной речи. Письменная речь не может быть «богаче и умнее» устой. Сформированность зрительно-пространственных представлений необходима для четкого усвоения ребёнком зрительных образов букв. К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно выявить отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте. - В чём же заключается подготовка ребёнка к чтению? В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребёнка, чем фонематические упражнения. Ещё нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением. Если ребёнок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6 – 7 лет этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже надо. И ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребёнка? Могут – в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать. Для того, чтобы в дальнейшем ребёнок легко усвоил грамоту необходимо родителям знать. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению: - Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. - Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия. - Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению. - Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими – ребёнок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции. - Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Если речь ребёнка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду. - Овладение чтением требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия). - Нежелание ребёнка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребёнка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так? - Ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы! - Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка. - Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям. - Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребёнка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха! Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка. В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих «обличиях» или образах. Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом. Слуховой образ звука- это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков. Для того чтобы правильно «опознавать» слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков. Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен правильно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми. В противном случае, проговаривая звук «про себя» и не имея возможности воспринимать его на слух, ребёнок может легко перепутать его произношение с другим, близким по произношению ( по движениям органов речи) звуком. Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука – это та буква, которой он обозначается на письме. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции. Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка. Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой. Пространственное восприятие. Участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающие друг от друга расположение в пространстве своих частей (например, Р – Ь). Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности – буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву). Зрительная память. С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом. Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков. Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками ( например, переставлять их местами), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд. Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков. Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребёнку: · правильно повторить услышанный звук; · определять, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук; · подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит; · правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе – «про себя», когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ – на движения органов речи); · правильно прочитать букву. Способность к языковому анализу и синтезу. Заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части ( предложения, слова, слоги, звуки) и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребёнок: · выделяет звук из слова или слога; · выделяет слог из слова; · выделяет слово из предложения; · соединяет звуки в слог; · составляет из слогов слово; · составляет из слов предложения. При чтении ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их, т.е. отвлекаться от отдельного звукового содержания каждой буквы и создавать из них новое целое – слог, потом слово. · Сначала ребёнку нужно узнать букву, то есть проанализировать её начертание и отличить её от других, похожих на неё букв. · После этого надо соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, т.е. прочитать её. · Затем нужно прочитать следующую букву, причём ребёнок должен сделать это про себя, а вслух – произнести уже слог, т.е. совершить определённую умственную операцию – синтезировать звуки в слог. Наберитесь терпения: пусть ребёнок в начале обучения сколь угодно вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую. Лишь бы он не делал остановки между буквами, а прочёл слог слитно. Если возникают трудности при узнавании и прочтении слога, помогайте ребёнку одним из предложенных ниже способов. Предложите ребёнку варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?» Возможно, ребёнок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: « Н, О – что получилось?» Не рекомендуется спрашивать: « Н и О – что получиться?» - это разобьёт единство букв и помешает ребёнку правильно сложить слог. Активное и регулярные занятия со слогами – слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более лёгкому переходу к чтению слов. · В дальнейшем от ребёнка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести целиком слово.
|